А.А.Васильев "Эстетические воззрения московских художников-романтиков"

Кругу читателей, интересующихся состоянием современной гражданской общественной деятельности в России, сообщается, что из печати выходит 2-й выпуск лите­ратурных очерков серии “Психология и метафизика художественного творчества” , осуществляемой в рамках Общественного проекта популяризации отечественной культуры “Бронзовый век”. На основе представленного материала в выпуске продолжа­ется изложение темы развития некоторых тенденций образного строя в современном изобразительном искусстве регионов страны. В данном случае, исследование пос­вящено отдельным сторонам деятельности молодёжного объединения, долгое время ра­ботавшего в тесном контакте со Всероссийским обществом охраны памятников исто­рии и культуры (ВООПИиК).

На складывавшееся в середине 1980-х гг. мировоззрение молодых художников, сообщается в книге, серьёзное влияние оказала атмосфера интенсивного переосмысливания знаний, присущая внутриведомственным отношениям энтузиастов такого рода добровольной организации, как ВООПИиК. Здесь молодые художники могли открыть себе горизонты мышления, значительно превышавшие стандартный уровень преподно­симых при вузовском обучении нормативов.

Естественное состояние юношеских устремлений к большому творчеству однажды нашло благодатную почву в художественном направлении, известном в истории иску­сства как романтизм. Но чтобы освоить его особую методологию и эстетику, ху­дожественной молодёжи пришлось одолевать известный объём знаний, к которым они неожиданно прикоснулись в ходе своего сотрудничества с ВООПИиК,

В выходящем 2-м выпуске серии “Психология и метафизика художественного творчества” детально аргументируется предположение, что долго разгадываемый в культурологии секрет романтического миропонимания находится где-то в сфере метафизического мышления, с особой силой раскрывшего себя в европейской культуре и философии 18-го - начала 19-го вв.

Авторы сборника также указывают на другое необходимое обстоятельство плодотворности осуществления романтического начала в творчестве в целом, - каковым, на их взгляд, выступает внутренняя потребность художника (поэта, музыканта, по­литика, учёного или истинного предпринимателя, вообще - любой подлинной социа­льно активной личности) всесторонне участвовать в общественной деятельности как таковой, необходимой прогрессу культуры любой эпохи. Все великие романтики человечества, как известно, были в той или иной мере в своей среде заметными общественными фигурами.

В данном контексте в этом выпуске серии анализируются и формы метафизического мышления и романтического мировосприятия, отмеченные в искусстве России её пореформенного периода государственной жизни, в итоге увенченного предвосхи­щаемым в обществе Серебряным веком подъёма русской культуры.

Феномен Серебряного века отечественной истории нельзя было бы себе объяснить, говорится в сборнике, обойдя вниманием его во многом психологическо-мировоззренческую сердцевину, которой здесь предстаёт по-своему трансформированная в искусстве концепция т.н. Русской идеи.

Как таковая, историко-методологическая подоснова концепции Русской идеи по убеждению авторов сборника нисколько не ограничилась в современном ныне сознании общества этико-эстетической планкою Серебряного века, преодолела идеологиче­ские противоречия 20-го столетия и на сегодня нам представляется на правах законного наследия Русской общественной мысли своеобразной универсальной константой, трактующей пути исторического развития России и в дальнейшей её перспективе,

В современном прочтении классического варианта Русской идеи - как это могло представляться на лекциях ВООПИиК, посещаемых молодыми художниками - авторы сбо­рника выделяют отдельные жизненноважные социальные слагаемые, столь же необходи­мые для существования государства сегодня, как и столетье назад. Схема провиденческих установок означенной знаменитей концепции для России по существу оче­видна : стране не быть мировою державой - а значит, не быть вообще - без наличия в её социуме всеобъемлющего, контролирующего ход хозяйственного и политического бытия гражданского общества совершенно определённого интеллектуально-духовного уровня,

В сборнике проводится мысль, что создание такого высокоразвитого и эффективного гражданского общества России возможно только в результате максимально пол­ного привлечения масс населения к общественной деятельности самого широкого про­филя, в которой и формируется позиция социальной ответственности людей, их осоз­нанного и квалифицированного отношения к собственной жизни среди других, к своей реальной индивидуальной причастности общему делу коллективного созидания всей окружающей социальной действительности.

Возможно, заинтересует читателя и заключение авторов о целесообразности развития в процессе общественное жизни такой формы познания мира, как неакадемическая, не формальноструктурная (не государственно-официальная) Общественная мысль, когда-то столь привычная в среде русской общественности Серебряного века отечественной культуры. Такой вид общественного мышления не связан сугубо ма­териалистическими, рационально-практическими канонами построения образа логиче­ской схемы, он легко оперирует метафизическими категориями и конструкциями от­влечённых систем представлений и проникает в те измерения исследуемого бытия, которые методологически недоступны бывают стереотипно-логическому умозрению позитивистски конкретной науки.



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс